21 января в Министерстве образования и науки Забайкальского края прошёл круглый стол по обсуждению Концепции целевой модели аттестации руководителей образовательных организаций. В обсуждении приняли участие представители Института развития образования, муниципальных органов управления образования, руководители образовательных учреждений и комитет краевой организации Профсоюза. На круглом столе обсуждались вопросы актуальности создания целевой модели аттестации, вектор и стратегия развития существующей системы аттестации руководителей образовательных организаций Забайкальского края, а также о показателях эффективности функционирования Целевой модели.
В завершении круглого стола было принято решение о создании рабочей группы по созданию нормативно-правой основы концепции, а также о разработке оценочных инструментариев модели аттестации.
В рабочую группу будут входить представители муниципальных органов образования, министерства образования, руководители образовательных организаций, а также представители краевой организации профсоюза.
Необходимо отметить, что профессионально-общественное обсуждение Программы внедрения Целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций осуществлялось в два этапа.
Первый этап профессионально-общественного обсуждения Программы внедрения проведен в период с 27.10.2021 г. по 10.11.2021 г. в формате онлайн-анкетирования по теме «Оценка Программы внедрения Целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций».
Всего в анкетировании приняло участие свыше 670 представителей всех заинтересованных структур из 51 субъекта Российской Федерации: общеобразовательных организаций (76,8%), муниципальных органов управления образованием (14,1%), институтов повышения квалификации педагогических работников и работников системы дополнительного образования (4,9%), региональных органов управления образованием (2%), профильных педагогических вузов (1,2%), центров непрерывного профессионального мастерства педагогических работников (1,1%).
Более 85% участников анкетирования составили руководители общеобразовательных организаций. Около 70% руководителей общеобразовательных организаций имеют педагогический стаж работы более 20 лет. Самая многочисленная группа руководителей общеобразовательных организаций – участников анкетирования (24,5%) имеют стаж руководящей работы менее 5 лет.
Второй этап профессионально-общественного обсуждения Программы внедрения Целевой модели аттестации руководителей ОО прошел 10 ноября 2021 года в рамках однодневной Всероссийской научно-практической конференции, в ходе которой были уточнены этапы внедрения и определен уровень готовности регионов к внедрению Целевой модели. Формат проведения мероприятия – очно-дистанционный.
Конференция проводилась с целью обобщения рекомендаций по доработке Программы внедрения «Целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций», полученных в рамках профессионально-общественного обсуждения. Основной задачей Всероссийской Конференции стало обсуждение вопросов доработки и последующей реализации Программы внедрения, уточнение этапов внедрения и определения уровня готовности регионов к внедрению Целевой модели.
Всего в мероприятии приняло участие 924 человека из 71 субъекта Российской Федерации. В очном формате участвовали 10 человек, включая представителей Общероссийского профсоюза образования. В дистанционном формате Всероссийской конференции приняли участие 914 человек, включая представителей федеральных, региональных и муниципальных органов управления образованием; Общероссийского профсоюза образования; институтов системы повышения квалификации педагогических работников и дополнительного профессионального образования; профильных педагогических ВУЗов; общеобразовательных организаций системы общего образования.
В конференции принимали участие заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова и эксперт аппарата Профсоюза Раис Загидуллин. Представители Профсоюза отметили, что разработчики целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций проделали большую работу по её доработке и учёту предложений экспертов Профсоюза к предыдущим вариантам модели.
Вместе с тем, представители Профсоюза заявили о необходимости исключения из проекта целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций положений о проведении внеочередной аттестации и ссылки на профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной организацией и общеобразовательной организацией)».
Было обращено внимание также на то, что целевая модель, которую предполагается утвердить по итогам проведения пилотной апробации и последующей доработки актом Министерства просвещения Российской Федерации в виде методических рекомендаций, должна, по мнению Профсоюза, получить другой статус, а в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ необходимо будет внести соответствующие изменения.
По итогам Всероссийской конференции приняты следующие решения:
В результате работы Всероссийской научно-практической конференции:
Ход и результаты проведения профессионально-общественного обсуждения Программы внедрения Целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций представлены на сайте ФИРО РАНХиГС.