Обратный звонок
ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
(3022) 32-58-53

672090, Забайкальский край, г. Чита,
а/я 54, ул. Ленина, 90, каб. 32-36

06 февраля 2018

Все новости

Почему ещё раз? Тема благодатная. Как не понять жалобу гоголевского Луки Лукича: «Не приведи господь служить по учёной части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек».

И все умные люди спешат высказаться по страшно злободневным вопросам.

Итак, вопрос первый – каким должен быть, по их мнению, учитель?

«Современный учитель должен быть честным, справедливым, активным, трепетным и чутким».

«Учитель не только должен любить детей, но и сам должен быть в душе ребёнком, а также многогранной, интересной для любого возраста личностью».

«Это человек, который всю жизнь учится сам. Который черпает силы в своей работе. Активен в общественной жизни, имеет полезные навыки».

«Учитель не должен помнить обиды, иметь личные предвзятости к учащимся, он должен уметь видеть в каждом талант и хорошие качества».

«Учитель должен быть слегка строгим, но справедливым, уметь держать дисциплину в классе, знать свою работу от А до Я и опрятно выглядеть».

Было ещё мнение, что учитель – это призвание, и, значит, платить ему не нужно — ему должно хватать удовлетворения от работы и всеобщей признательности.

Не буду пересказывать все пожелания как взятые из интернета, так и услышанные от родителей собственных учеников. Сведу их к формуле, которая устроит всех: учитель должен быть святым.

Не менее (скорее даже более) страстно обсуждается вопрос второй – какие сейчас в школе работают учителя? Примеров приводить не буду (кому интересно – загляните в интернет, ну хотя бы на сайт «Педсовет»), сразу выдам итог: учитель – это злой, измученный, взрывающийся по всяким пустякам, с затравленным взглядом человек (чаще всего тётка более чем среднего возраста). Он не понимает милых ребячьих шуток, требует от родителей, чтобы те (с какой стати, скажите на милость?) обращали внимание на учебную жизнь ребёнка, не собирается искать в ребёнке таланта, а требует, чтобы этот ребёнок подготовился к ГИА и (подумать только, родители должны в этом процессе поучаствовать), одеваться модно и дорого не умеет, красивыми бывают учителя только на день учителя и 8 марта, и вечно ноют, что у них маленькая зарплата.

Есть ещё третий вопрос, который робко время от времени поднимают сами учителя: кто нас такими сделал?

Правда, этот вопрос, как глас вопиющего в пустыне, тонет в общем хоре, когда со вкусом начинают обсуждение главной национальной проблемы, талантливо сформулированной когда-то Чернышевским: «Что делать?».

За два последних десятилетия и на этот вопрос, по-моему, ответ найден, потому что алгоритм действий повторяется с удручающей точностью. Сначала появляется неприятный факт: вследствие разгулявшейся инфляции у учителя зарплата стала настолько маленькой, что, даже работая на две ставки, он едва сводит концы с концами. Но денег, как известно, нет, и сверху раздаётся команда: «Ату их!», по принципу: «Сам дурак!» И все, кому не лень, взрываются благородным негодованием.

Появляется идея, что учителя, люди безграмотные, каким-то хитрым способом получившие дипломы (а, может, в институтах им эти дипломы по блату дали — преподаватели вузов, тоже на маленькие зарплаты жалуются), предмета своего не знают, а сами-то они ЕГЭ сдадут? Надо устроить им ЕГЭ. Сочинили совершенно некорректные КИМЫ (сужу по выложенным в интернете), устроили. Учителя сдали. Но про зарплаты не забыли – просят! Тогда надо намекнуть им, а заодно и всему сообществу, что люди с таким моральным обликом требовать повышения зарплат не имеют права! И понеслось: «Учительница написала на лбу ребёнка: «Не готов!» — как можно таким невоспитанным извергам доверять детей!» «Учительница избила ребёнка его же ремнём» (наверное, самого беззащитного выбрала, зверюга)! «Учительница не взяла ребёнка в театр, потому что родители денег на билет не сдали», — а на свои почему-то везти не захотела, жадюга!

Обозлённые, обиженные на жизнь, родители охотно травлю подхватывают. Учитель схватил сына за шиворот, когда тот стал душить товарища? Жалобу! И не думают, что, когда в следующий раз кто-тоначнёт душить этого сына (а такое может быть, так как агрессоры рано или поздно отпор получают), учитель просто побоится за него вступиться. Да и за себя тоже.

Учителей режут, бьют, рубят, а они ещё не перевелись — вероятно, любят острые ощущения. Поэтому трудно в них вбить «трепетность и чуткость». И одуревшие от безнаказанности детки выкладывают в интернет свои подвиги – расправы с учителями! А почему нет? Директор оскорбил нарушителя дисциплины – его уволили.

Другой директор этой же или другой школы предпочтёт в конфликте встать на сторону нарушителя. И ученики несут в школу кастеты, баллончики, ножи. А чего стесняться? Пусть кто-нибудь тронет! Если удастся достать учителя и спровоцировать его на насилие, можно через суд получить моральный ущерб – тысяч 30 — и купить, например, компьютер. (Был в нашем городе в одной из школ подобный случай несколько лет назад). Хотя вроде бы перебор? Ведь страдают от подросткового удальства не только учителя, но и дети?

Это решается легко: нужно ввести в школе новые уроки: «РПЦ хочет дополнить школьную программу курсом «Нравственные основы семейной жизни»;
«Минобороны предложило готовить школьников к армии с 15 лет». Для этого предлагается ввести в школах преподавание военно-прикладных видов спорта. Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) предложила ввести новый обязательный предмет «Основы информационной безопасности», петербургская общественная организация «За безопасность» направила в Министерство образования и науки обращение с просьбой организовать в школах уроки безопасного селфи. «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» предлагает ввести уроки психологии (уже написали учебник и рабочие тетради для учеников с третьего класса). Это далеко не полный перечень общественных инициатив. Вишенкой на этом торте является предложение КПРФ сделать рабочую неделю учеников пятидневной.
В общем, с учениками попроще: не оставлять им свободного времени, на всякий случай поставить в школах турникеты и заставить получше дежурить тех же самых учителей…

Но вы подумайте только, даже это не может излечить учителей от алчности – они по-прежнему жалуются на мизерные зарплаты! Посчитали, сколько времени учитель работает. Оказалось, рабочий день у него самый короткий в стране. Росстат составил рейтинг профессий по продолжительности рабочего дня. Пускается в ход тяжёлая артиллерия. Школу начинают проверять. Чиновники из комитета образования (благо, их теперь там очень много), Роспотребнадзор, пожарные. Я знала очень хорошего завуча, ушедшего из школы, потому что над отчётами в разные инстанции приходилось сидеть по 16 часов в сутки. Последней каплей было чьё-то требование срочно сообщить, сколько детей в школе не имеет светоотражающих полосок на одежде.

Увольняются учителя. Молодые. Перспективные. Уходит у нас учительница, проработавшая 10 лет после института. Детей любит, предмет свой знает, полностью соответствует требованиям, с которых я начала свою статью. Увольняется. Спрашиваю: «Не жалко?»

Ответ: «Нет! Не могу больше позволять за такие копейки издеваться над собой! У меня будто пелена с глаз спала, ведь можно жить с моей профессией (она учитель информатики — авт.) по-человечески!»

Полгода назад уволилась другая молодая учительница. На вопрос: «Почему?» ответила исчерпывающе: «Я себя не на помойке нашла!». В нашей школе, впрочем, как и в других — две трети учителей – работающие пенсионеры, и те активно подумывают об уходе. Главная причина – пенсий государство не индексирует. Наверное, опасается, что при наличии зарплат учителя начнут индексированные пенсии отправлять в офшоры. Это следует из подтекста заявления министра финансов РФ Антона Силуанова в ходе заседания Госдумы. По его словам, правительство не планирует восстанавливать индексацию пенсий работающим пенсионерам: «Мы считаем, что общий доход пенсионеров с учётом и заработной платы, и пенсии все равно будет расти даже более высокими темпами, чем пенсии пенсионеров, которые не работают».

Но зарплаты не растут, и уровень жизни стремительно падает. В этих условиях, может, стоит предпочесть индексацию зарплате, и останутся в школах люди, которым осталось до пенсии год-два. С ними тоже просто: льготную пенсию убрать, и… всё? Иногда у меня мелькает мысль – уж не ради ли этой цели так обращаются с людьми, вопреки всему «сеющими разумное, доброе, вечное»? Недаром с горячим одобрением говорят о семьях, где решили дать образование ребёнку дома.

В заключение тарификационная картинка зарплаты учителя русского языка высшей категории, почётного работника общего образования РФ, стаж – 40 лет:
ставка – 7,3 тысячи рублей, проверка тетрадей (за две ставки в месяц): в 6-м классе (проверять надо каждый день!) -303,83 рубля; в 7-м – 243 рубля, в 8-м – 202,8 рубля ; в 11-м – 103 рубля (за трехстраничные сочинения). Далее — процент за выслугу – вышеупомянутые 40 лет, забайкальские, высокие результаты труда минус подоходный. Итого: на две ставки 32 тысячи рублей. Так же с этого месяца на две ставки будет получать уборщица.

Я отнюдь не утверждаю, что уборщицы будут зарабатывать слишком много. Хорошо, что про них вспомнили, ведь даром люди работали. Но ответственности у них поменьше… Опять же бумаг нет. Может, кто-нибудь из них согласится поменяться местом? В зарплате не потеряют… Или это для того, чтобы посеять между работниками школы раздоры.

***

В 90-е годы среди учителей ходил анекдот. Разговаривают два члена правительства:

— Представляешь, мы учителям зарплату уменьшаем, количество работы увеличиваем, а они в школу ходят! Мы по полгода зарплату не платим, а они все равно в школу ходят!

— Слушай, а, может, с них деньги за вход брать?

Учитель школы № 52 Людмила Усанова
05 февраля 2018